Выставка фотографий Карла Буллы

Дата проведения: с 1 июл по 13 июл 2017
Карл Карлович Булла, владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, вошел в историю как «отец российского фоторепортажа». По свидетельствам историков, именно в адрес основоположника жанра репортажной фотографии, портретиста Карла Карловича Буллы «Русский фотографический журнал» впервые использовал эпитет «известный». «Всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время — при своём искусственном свете», – так одно из рекламных объявлений характеризует Карла Буллу — крупнейшую фигуру русской истории рубежа веков.

Карл Карлович родился в Пруссии 26 февраля 1855 года в купеческой семье. В 10-летнем возрасте он устроился на работу на предприятие по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюнант» в качестве посыльного, затем стал лаборантом и, наконец, учеником. Он быстро усвоил основы создания фотопластинок и через несколько лет открыл собственное фотоателье. За молодым фотографом скоро закрепилась слава великолепного портретиста, и его лаборатория на Садовой улице приобрела большую популярность у столичной публики. Портреты в его исполнении отличались нехарактерной для той эпохи естественностью. Как вспоминают очевидцы, Булла стал первым фотографом, который просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!».

Основанный в 2005 году «Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы»  на протяжении нескольких лет готовил к изданию монографию о самом известном российском фотографе рубежа XIX-XX веков. В издании представлено 17  разделов – это 17 направлений в работе фоторепортера Буллы. Его интересовали все грани общественной жизни своего времени, начиная от царской семьи и заканчивая простыми крестьянами, труд которых ранее не был запечатлен фотоаппаратом.  

Просматривая  снимки Карла Буллы, очевиден абсолютно новый взгляд на подачу информации через изображения, ему интересен не только факт знаменательного события, но и процесс его создания. Если он фотографирует торжественную церемонию  открытия нового моста через  Неву, то в его объектив попадают не только официальные лица, но и простые зеваки, и рабочие, завершающие строительство;  Булла заранее подплывёт к мосту и фотографирует его крепления снизу, смотрит на  сооружение с разных сторон.

Карл Булла первым 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1886 года получил свидетельство на право «снятия фотографических видов столицы и её окрестностей с условием, что при производстве означенной работы не будет причинено стеснение публики и экипажей».  Но Карл Булла не «фасадный» фотограф, он фотограф эпохи, жизни общества и деятельности людей.