Карл Булла: первый фоторепортёр России, много сделавший для Эстонии

Карл Булла: первый фоторепортёр России, много сделавший для Эстонии

Карл Булла: первый фоторепортёр России,

много сделавший для Эстонии

О том, какой вклад в формирование наследия Эстонии в первой четверти XX века сделал первый фоторепортёр России Карл Карлович Булла, чем фотограф знаменит в России и в Эстонии, как и почему в 2018 году на острове Сааремаа создан мемориал в его честь, пишет автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.

В попытках понять, как жили люди на рубеже века XIX и XX, мы обращаемся к старинным фотографиям, не задумываясь, кто и при каких обстоятельствах их делал. Оказывается, значительная часть снимков принадлежит одному человеку ― Карлу Карловичу Булле. Уроженец Пруссии, Булла по собственной воле стал подданным Российской империи. Успел пожить в РСФСР, которую покинул, чтобы проведать недвижимость в Эстонии. Где и «застрял» на 11 лет, где скончался и похоронен. А ещё Булле принадлежало фотоателье в Санкт-Петербурге на Невском пр., дом 54 ― месте, где на протяжении более 160 лет процесс фотографии не прекращался ни на один день, и где открыт Музей-фотосалон его имени. Но обо всём по порядку.

Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла; нем. Carl Oswald Bulla; 26 февраля 1855 - 2 декабря 1929) — владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа». Портретист и мастер документальной фотографии. Родился в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. Скончался на эстонском острове Эзель, впоследствии переименованном в Сааремаа, похоронен на старинном кладбище Ямая, Jämaja на берегу моря. В 2018 году Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы (Петербург) инициировал и организовал в доме на острове, где проживал Карл Карлович с супругой Кристиной-Юлианой, эстонкой по национальности, музей, а на месте захоронения ‒ мемориал для членов семьи, проживавших на территории Эстонии.

Отъезд в Эстонию

Булла с супругой уехали в 1918 году. Возможно, отъезд бы не состоялся либо был краткосрочным, но последние годы пребывания в России сделали его почти необходимым.

В 1914 году началась Первая мировая война, перевернувшая жизнь миллионов людей. На настроение Карла Карловича не могло не повлиять, что из добропорядочного подданного Российской империи, которым он являлся 38 лет, Булла вмиг превратился в глазах многих соотечественников во враждебного «немца, германца». В газетах появлялись напоминания об ответственности за разговоры на немецком языке. Имел даже место случай ареста Карла Карловича и его сыновей при съёмке военных кораблей. Слухи о прогерманских настроениях императрицы Александры Фёдоровны, которую не раз снимал Булла, также нагнетали обстановку.

10. Русские солдаты в окопах, Японская война, 1904—1905 года..jpg

Потом случились Февральская и Октябрьская революции. Как к ним относился Карл Карлович, неизвестно. Скорее всего, будучи состоятельным человеком, умным и рачительным хозяином, он осознавал разрушительный характер происходящих в России событий и вряд ли был готов принять.

Усугубило неудовольствие возможный конфликт с сыновьями. Александру и Виктору на тот момент было за 30, братья имели профессиональные успехи и делали фотографические снимки «фото Булла» без конкретизации имени автора, много и активно снимали, комфортно ощущали себя при новом режиме. Да и влияние на отца мачехи, третьей жены Кристины-Юстины, тоже не способствовало взаимопониманию.

Доподлинно причина выезда из России неизвестна. Однако в прошении о выдаче заграничного паспорта от 5 июля 1918 года Булла собственноручно указал в качестве причины: «По делу о своём недвижимом имуществе». Что правда, так в годы Первой мировой войны на Эзеле развернулись сражения между русскими и немецкими войсками, а дом Буллы реквизировали под лазарет. Правда, в опросном листе к прошению, отвечая на пункт о цели поездки, Булла сперва пишет: «лечение», потом зачёркивает и указывает «проверка сохранности нашего недвижимого имущества». Важно, потому что из написанного следует, что Булла не планировал покидать Россию насовсем: местом назначения он указал Аренсбург, остров Эзель Лифляндской губернии, то есть часть России. Отвечая на вопрос о сроках поездки, Булла написал: «до открытия следующей навигации весной 1919 года». Выходит, Булла собирался вернуться, но большевистский переворот, сметающий всё на своём пути, изменил его планы.

Жизнь на острове Эзель

В Эстонии дом Буллы находился в деревне Ийде, волость Торгу, входившей в состав уезда Сааремаа. За 11 лет он сделал множество этнографических снимков местных жителей: во время праздников, работы в полях, рыбной ловли, за домашними хлопотами. Доярки, кровельщики, рыбаки на его снимках ‒ как и на фотографиях российского периода не застывшие персонажи, а живые, сосредоточенно занимающиеся привычным делом, не обращающие внимания на фотографа. По снимкам можно проследить, как велись дела, во что люди одевались, что было модным, какие приспособления и орудия труда использовались в быту и в хозяйстве. Известны паспарту для фотографий с текстом на лицевой стороне «Добро пожаловать в Торгу, Сааремаа», а на обратной ‒ «Булла К.О. Torkenfof Эстляндский остров Эзель». Другим его занятием на этот период стало обучение детей местных жителей фотографии.

11. На острове Эзель. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы (9).jpg

Помимо этнографических съёмок, Булла фотографировал такие события, как открытие памятника павшим в войне 1918-1920 годов в центре Курессааре. Мероприятие состоялось в присутствии автора, скульптора Амандуса Адамсона в 1928 году.

11а. Скульптор А.Адамсон на открытии памятника в Курессааре. 1928. Последняя известная фотография, сделанная Карлом Буллой.jpg

Образ и поведение Карла Карловича на острове отличался от того, который сложился за десятилетия пребывания в России. Жил тихо, общался в основном с родственниками жены, отрастил длиннющую бороду, собственноручно пилил дрова. На острове шептались, строя догадки о величине его состояния. Да и привезённая им машина ‒ первая на острове ‒ привлекала внимание.

[12]

Булла скончался в 1929 году от сердечного приступа, случившегося через пять месяцев после осуждения в России его старшего сына. Кристина-Юлиана пережила супруга на два года ‒ она умерла в 1931 году. Супруга Буллы была умной и образованной дамой. Что важно, ибо ранее бытовало мнение, что она была простой домработницей. На их общей могиле установили крест традиционной для острова формы, а имущество супругов распродали и раздарили. Постепенно на острове начали забывать о необычном соседе. А в доме, принадлежавшем Карлу Карловичу, разместилось управление волости Торгу (Torgu Vallavalitsus).

Восстановление памяти и создание на Сааремаа музея Карла Буллы

О том, кому и как 89 лет спустя после кончины Булла пришла идея создания музея, с нами поделился Валентин Евгеньевич Эльбек: «В 2017 году я приехал в Эстонию навестить могилу Буллы. Ранее в Петербурге я познакомился с генеральным консулом Эстонской Республики в Петербурге Viktoria Tuulas. Она была любительницей фотографии, посещала фотосалон Карла Карловича на Невском. Мы договорились, что поедем в Эстонию, на могилу к Карлу Карловичу. Могила на тот момент представляла собой мало ухоженное и заброшенное захоронение в виде креста и двух надгробных камней. Двух, потому что в этом месте похоронен Карл Карлович, Кристина-Юлиана и её брат.

13. Могила Карла Карловича и его семьи на о. Сааремаа. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.jpg

Приехали на остров, увидели могилу. Порадовались, что вообще удалось её обнаружить. И решили на этом месте организовать мемориал, в который бы помещались все захоронения, относящиеся к этой семье, а не только Карла Карловича. Начали хлопотать. Виктория познакомила нас с людьми, занимающимся в Эстонии установкой памятников на кладбищах. По возвращению в Россию мы связались по телефону, обговорили концепцию и внешний вид будущего мемориала, выслали чертежи. Эстонская сторона составила смету. К нашей великой радости, стоимость оказалась в разы ниже той, что была озвучена в России. И это помимо доставки.

Дальше произошло то, что у нас в России называется судьбой. В процессе составления и согласования сметы мы познакомились с Михкелем Ундрестом, который на тот момент руководил волостью Торгу, где проживал и работал Карл Карлович. Собственно, администрация уезда размещалась в здании, когда-то принадлежавшем Карлу Карловичу. В тот момент в Эстонии началось укрупнение административных учреждений. И местная администрация думала, как целесообразнее использовать здание, в котором ранее проживал Булла. Господин Михкель предложил передать этот дом для размещения музея знаменитого во всем мире фотографа.


В лице господина Михкеля мы увидели глубоко образованного, культурного, начитанного человека, человека бесконечно преданного истории родного края и горячо любящего Эстонию. Он хорошо владеет искусством фотографии, знает и понимает культуру съемки, много читал и к моменту нашего знакомства был хорошо осведомлен о деятельности Карла Буллы и его сыновей. В личном архиве Михкеля хранятся фотографии династии Булла, он бережет их и знает их историческую ценность.

Были ли организационные сложности в процессе создания музея? Нет. Эстонцы оказались уважительными и добропорядочными партнёрами. Они передали нам дом в идеальном состоянии. К нашему следующему приезду и фасад, и кровля, и внутренние помещения были приведены в порядок. Причём и цвет стен согласовывали с нами, и ремонтные работы выполнили на безвозмездной основе.

15. На острове Эзель. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы (15).jpg

Так мы приступили к организации музея. Музей частный, поэтому не было никакого государственного финансирования ни с российской, ни с эстонской стороны. Но с обеих сторон мы получили весомую административную поддержку. Благодаря ей результата и достигли. В наших начинаниях всяческую поддержку оказывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Эстонской Республике Александр Михайлович Петров, знающий человек, буквально пропитанный местной культурой. Он присутствовал почти на всех наших мероприятиях. Ощущалось, что для принимающей эстонской стороны присутствие персоны столь высокого ранга много означает. На всех уровнях ‒ от премьер-министра до местных властей ‒ нас поддерживало правительство Эстонии. Последние теперь считают фигуру Карла Карловича местным островным достоянием. Нас принимали в Сейме Эстонии, в общине острова Сааремаа. Особенную поддержку нам оказывали мэр города Курессааре господин Мадис Каллас и председатель Сааремааской волостной управы госпожа Тийу Аро.

Если разрешения и согласования получались в Эстонии, то экспонаты, часть мебели и элементы интерьера фонд доставил на остров из России. Привезли всё, вплоть до мелочей.

[16]

Когда подготовительный этап благополучно завершился, эстонцы были приятно удивлены объёмом проделанной работы. На открытие мемориала приехал председатель правительства Эстонии, министр культуры, депутаты Сейма, депутаты Европарламента, местные депутаты. Но, главное, что на праздник, посвящённый открытию, собрались местные жители. Это стало приятным сюрпризом. Люди приехали нарядные, в национальных костюмах. Парк перед домом, почти гектар, был до отказа заполнен людьми.

Доброжелательность со стороны эстонцев, которая сопровождала на каждом этапе нашего проекта, самое приятное воспоминание. Возможно, мы ещё и потому снискали уважение местных жителей, что проявляли знаки внимания не только к персоне покойного Карла Карловича, но и его семье».

17. На острове Эзель. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы (18).jpg

Популяризация и увековечивание имени Буллы в Эстонии

elbek_fs!.jpg

В.Э.Эльбек: «Были ли эстонцы осведомлены о Карле Булле, масштабе его личности и эстонском периоде жизни на момент, предшествующий открытию музея? Как никак, Карл Карлович прожил здесь одиннадцать лет. Определённые круги населения, близкие к жизни острова, знали, кто это. Были в курсе, что это бывший фотограф царской России, который фиксировал дореволюционную жизнь страны, много сделал для увековечивания памяти Николая Второго и его семьи. Островитяне видели, что Булла сильно отличается от них. Он привёз на остров первый автомобиль, до него машин здесь не было; был обеспеченным человеком, землевладельцем. При этом, своё состояние не демонстрировал, жил скромно. Вёл кружок фотографии для детей и проводил этнографические съёмки, фотографируя быт островитян. Поэтому догадаться о масштабе личности человека, по прихоти судьбы ставшего на долгие годы для эстонских островитян спокойным и доброжелательным соседом, было сложно.

 

В силу его скромности местные жители не имели представления о том, как много Булла сделал не только для российской, но и для мировой фотографической культуры. Булла не просто снимал местный быт, такое делали, да и делают, многие фотографы. Пребывание его на эстонской земле приобретает новый смысл именно в сопоставлении с тем, что он делал до приезда на остров.

 

В этом смысле наш фонд по-новому открыл для Эстонии Карла Карловича Буллу. Благодаря тому, что мы подробно познакомили эстонцев с ролью и значением этой личности в жизни России и Эстонии, Булла вошёл в число уважаемых граждан этой страны. А это дорогого стоит.

 

Мы, в свою очередь, на безвозмездной основе делали выставки фотографий Карла Буллы в Таллине, Нарве, на острове Сааремаа. До пандемии удалось организовать пять таких выставок. Они проходили на высоком уровне, было много посетителей. И в этом уже не столько наша заслуга, сколько эстонской стороны. Эстонцы с большим уважением и почтением отнеслись и к этой личности, и к нашим стараниям показать, какой значимой фигурой в мировой истории оказался гражданин Российской империи, немец по происхождению, 11 лет проживший на территории Эстонии. В 2018 году Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы в лице его президента – Вашего покорного слуги вручили почетную грамоту за вклад в популяризацию истории и развитие культуры острова.

 

Благодаря тому, что в Эстонии сняты коронавирусные ограничения, музей открыт. И музей, и мемориал на могиле Карла Карловича и его семьи находятся в прекрасном состоянии, принимают посетителей. В Эстонии у нас в этом отношении всё в порядке.

 

Я регулярно по телефону общаюсь с Михкелем. И наш разговор вселяет уверенность, что совместное дело, которое мы организовали на острове, будет жить, оно важно для людей и для взаимных культурных обменов».